Личный бренд необходим не только публичной личности. Даже если вы работаете учителем или электриком, он поможет стать востребованным специалистом.
Филип Котлер, профессор международного маркетингаСамое важное понятие в маркетинге — понятие бренда. Если вы не бренд — вы не существуете. Кто же вы тогда? Вы — обычный товар.
С того момента, как вы составили своё первое резюме, вы превратились в товар на рынке труда. И чтобы найти хорошую работу с достойной зарплатой и быть востребованным, вам не только предстоит развиваться как профессионал, но и работать над личным брендом.
Что такое личный бренд
Бренд — то, что говорят о вас люди, когда вас нет в комнате.
Telegram стал популярным, потому что его сделал Павел Дуров, а не Петя Иванов. На Tesla обратили внимание, потому что проектом занимается Илон Маск, а не какой-то Джон Смит.
Разве никто до Дурова не создавал мессенджеры? Наверняка у какого-нибудь талантливого студента технического вуза был дипломный проект и покруче. Только о нём никто не знает, а Дурова знают все. То же самое можно сказать и про Маска. Электрические автомобили придумал не он, и бескнопочный телефон придумал не Джобс. Все эти вещи стали популярными благодаря личностям-брендам.
Можно сказать, что личный бренд — это определённый образ, который создаётся не один день. И когда люди слышат ваше имя, именно этот образ они представляют. Игорь Манн — маркетолог № 1 в России, Артемий Лебедев — дизайнер всея Руси, Максим Ильяхов — создатель инфостиля и так далее.
Крутым специалистам нужно развивать свой личный бренд, чтобы клиенты или работодатели слышали о них. Личный бренд — это ваша репутация.
Личный бренд должен отвечать всего на два вопроса: кто вас знает и что о вас думают.
Когда необходим личный бренд
Есть два основных случая:
- Когда в вашей сфере высокая конкуренция.
- Когда оплата услуг популярного специалиста гораздо выше, чем ваших.
Люди готовы переплачивать за экспертность и опыт. Причём сильно переплачивать. Они хотят купить спокойствие и уверенность. А чтобы люди захотели платить, предстоит много поработать, над созданием определённого образа эксперта в их головах.
Профессий, где необходим личный бренд, очень много: от парикмахера и стилиста до доктора и строителя, от юриста и менеджера по продажам до копирайтера, дизайнера и SMM-специалиста. Особенно стоит упомянуть сферу искусства — художнику, писателю, музыканту без личного бренда точно не обойтись.
Для чего нужен личный бренд
Пришло время миллениалов. Поколение Y вошло в активную потребительскую фазу. И кажется, это поколение ни во что не верит: ни в справедливость, ни в законы, ни в рекламу. Ему нужны личности. Поэтому, чтобы оставаться на вершине бизнес-цепочки, нужно развивать не бренд компании, а личный.
Личный бренд повышает доверие. Люди активнее покупают у других людей, чем у абстрактных брендов. Из доверия вытекают продажи и новые партнёры.
Личный бренд как зачётка в институте: сначала вы работаете на него, потом он работает на вас. Всё просто.
Типы личного бренда
Эксперт
Этот человек говорит только о работе и профессии. Вы не найдёте в соцсетях информации о его личной жизни и увлечениях. Только профессиональные регалии и упоминания.
Этот образ идеален для тех, кто собирается обучать своих же коллег. Поэтому эксперту важно выстраивать образ гуру, чтобы за ним двигалась целая сфера.
Свой человек
Этот человек сочетает свою экспертность с личностью. Рассказывает о себе, показывает, что он живой, но всё в рамках дозволенного и не подрывающего его экспертность.
Его аудитория хочет выглядеть так же, отдыхать так же, жить так же. Но при этом его личная жизнь остаётся в тайне. Для людей он эксперт и крутой парень одновременно, но не более.
Человек-эпатаж
Скандалы, интриги, разводы, измены — всё это про него. На этом подходе строится образ большинства публичных личностей. Люди любят ковыряться в чужом грязном белье, и им дают для этого повод.
Сложность заключается в том, чтобы поддерживать постоянный интерес к своей персоне. Так как тут нет экспертности, публика легко переключается с одной эпатажной личности на другую — кто больше удивит.
Из чего состоит личный бренд
Экспертность
Это ваш опыт, навыки, портфолио. То, что хотят получить в конечном итоге клиенты и работодатели.
Без данного пункта личный бренд не создать. Сначала вы становитесь самым крутым электриком в своём районе, потом — в городе. Сарафанное радио приводит к вам новых клиентов. Людям нравится ваш подход к работе и её результаты. Вы показываете, что вы настоящий эксперт, а не липовый.
Репутация
Когда ваша аудитория верит вам безоговорочно. Вы всегда подтверждаете свои слова действиями.
Репутация — это второй по важности пункт после экспертности. Её можно испортить одной мелкой оплошностью, а завоевать заново — сложно. Поэтому важно следить за тем, что вы делаете, что говорите, как выглядите.
Популярность
Какой личный бренд без популярности? Когда вы доказали, что вы самый крутой электрик в области, идеальная репутация идёт впереди вас и приводит к вам новых клиентов, пора задуматься — насколько вы популярны?
Создание популярности — это тоже работа и неотъемлемая часть развития личного бренда. О вас должны знать все потенциальные клиенты и коллеги.
Что произойдёт, если пренебречь личным брендом
Помните недавний скандал с учительницей, которая выложила фото в купальнике? После этого начался флешмоб в Instagram, где другие учителя тоже стали выкладывать свои фото из отпуска.
Дело в том, что учитель — это тоже личный бренд. У него есть своя аудитория: ученики, родители, коллеги, руководство. И ему необходимо подтверждать свою экспертность в медиапространстве, чтобы быть авторитетом.
Недавно подруга рассказала о своей неудаче на собеседовании в рекламном агентстве на позицию маркетолога. HR проверил её соцсети и при встрече сказал, что она не производит впечатление профессионала. На её странице были публикации розыгрышей тканей для вышивания.
Проще говоря, если вы не занимаетесь своим личным брендом и не следите за репутацией, вам может грозить множество неприятных вещей: от скандала и отказа в приёме на работу до низкой зарплаты и недостатка в клиентах.
7 шагов для создания личного бренда
Как было написано выше, личный бренд — это образ. Ему нужно соответствовать, его следует поддерживать. Никаких противоречий, только постоянство, чтобы образ не разрушался в головах разных людей.
- Выберите область, в которой вы разбираетесь лучше всего. Определите свою специализацию.
- Рассказывайте о себе как об эксперте — друзьям и знакомым, в своих соцсетях.
- Определите, кто ваша целевая аудитория, ваши потенциальные клиенты. Составьте подробный портрет ваших идеальных клиентов, которые приносят вам больше всего прибыли. Вам необходимо понимать, где они проводят время, что читают, какие каналы смотрят.
- Читайте книги по вашей и смежным сферам, повышайте свою эрудицию, изучайте иностранные языки — станьте человеком, с которым интересно поговорить.
- Продумайте внешний образ. Как и у продукта, у вас, человека-бренда, должны быть определённые черты, по которым вас будут узнавать: усы, яркие галстуки, розовые волосы, коса, очки и так далее.
- Мелькайте везде, где есть ваши коллеги и потенциальные клиенты: участвуйте в выставках, конференциях, конкурсах.
- Продвигайтесь по разным каналам: начните развивать собственные страницы в соцсетях, создайте сайт и блог. Дальше выходите на отраслевые площадки и интернет-издания, давайте свои комментарии, пишите статьи. Создавайте образ эксперта для широкой аудитории.
Литература по теме
- «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь», Игорь Манн.
- «Как стать гуру за 60 дней», Роберт Блай.
- «Как люди думают», Дмитрий Чернышев.
- «20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха», Маршал Голдсмит.
- «Преврати себя в бренд. 50 верных способов перестать быть посредственностью», Том Питерс.